II. проблемы информатизации образования в регионе и пути их решения 6 - страница 2

^ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЫ, ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КАНАЛОВ В КУЗБАССКОМ РЕГИОНЕ

На первом этапе работ было проведено аналитическое исследование телекоммуникационной инфраструктуры Кемеровской области, рынка информационных услуг, предоставляемых жителям региона различными коммерческими и некоммерческими провайдерами и операторами связи. Для исследования выбирались несколько самых крупных операторов связи и провайдеров Кемеровской области.

Для проведения анализа использовались:

Анализ рынка телекоммуникационных услуг в Кемеровской области показал, что операторы связи представлены несколькими крупными компаниями, являющимися приемниками бывших государственных монополий – ОАО «Электросвязь», АО «Ростелеком» и ЗАО «Зап-Сиб ТрансТелеком». Эти операторы контролируют почти 80% существующей магистральной канальной инфраструктуры, расположенной на территории Кемеровской области. Около 15% контролируются Областным радио-телевизионным передающим центром и Кемеровским университетом, организовавшим на базе аналоговых каналов ОРТПЦ свои цифровые магистральные каналы. Около 5% остальной инфраструктуры принадлежит мелким компаниям, которые только начинают направлять свои усилия в развитие этого рынка услуг.

Более развита мелко-территориальная телекоммуникационная инфраструктура (городские, районные, корпоративные и др. каналы связи). В этом секторе рынка естественные монополии сдали свои позиции другим провайдерам. Особенно это характерно для двух крупных городов Кузбасса – Новокузнецка и Кемерово. Здесь конкуренцию традиционным телекоммуникационным провайдерам составляют компании, использующие новые технологии, особенно беспроводные. К таким компаниям можно отнести (самые крупные) – ЗАО «Связь-Сервис» и ТОО «Морекс» г. Новокузнецк, ЗАО «Телематические Системы Кузбасса», ООО «Региональная цифровая телекоммуникационная компания» г.Кемерово.

Особое место среди провайдеров и операторов связи занимает Кемеровский университет, который построил и эксплуатирует некоммерческую Региональную сеть передачи данных (РСПД) для нужд образования и науки. КемГУ обладает системой магистральных каналов, объединяющих крупнейшие города Кузбасса – Анжеро-Судженск, Кемерово, Белово, Ленинск-Кузнецкий и Новокузнецк. В этих городах КемГУ имеет свои точки присутствия для подключения городских и корпоративных сетей к РСПД и развитые телекоммуникационные инфраструктуры в городах Кемерово и Анжеро-Судженск, построенные с использованием, в основном, беспроводных технологий.

Сравнительные цены на услуги операторов представлены в таблице. За базовую услугу здесь принимается аренда канала емкостью 256 Кбит/сек вместе с арендой порта маршрутизатора на стороне оператора.

Оператор

Абонентская плата, у.е.

Минимальный трафик, включенный в абонентскую плату, Гбайт

Плата за каждый дополнительный Гбайт, у.е

Плата за подключение, у.е.

Примечания

ЗАО «Зап-Сиб ТрансТелеком»

228,00

4

49,00

700,00

Специальная цена

^ ЗАО «ТСК»

2840,00







855,00

Арендует канал у оператора «Связь-Энерго»

ЗАО «Связь-Сервис»

2990,00

0,1

1500,00

400,00

Спутниковый канал

Кемеровский областной телеграф

800,00







900,00

Арендует канал у оператора «Global-1»

ОАО «Электросвязь»

800,00

-

50,00

900,00

Арендует каналы у «РосТелеком»

ООО «Морекс»

800,00

-

50,00

900,00




ООО «ИнфоТех»

3180,00







780,00

Спутниковый и наземный каналы

«Региональная цифровая телекоммуникационная компания»

2990,00







799,00




Как видно из таблицы, ценовая политика в Кузбассе на услуги операторов и провайдеров уже сложилась. Цены у провайдеров выше, чем в других регионах России. Выгодно отличаются ценовые предложения компаний «Зап-Сиб ТрансТелеком».

В таблице ниже представлены цены на дополнительные услуги провайдеров по предоставлению WWW-хостинга и разработке WWW-серверов по заказу клиента.

Провайдер

Размещение WWW-сервера

Абонентская плата за хостинг

Разработка небольшого проекта WWW-сайта (только основная графика и макет)

Примечания

ОАО «ЭлектроСвязь»

10 руб.

15 руб за Мбайт

До 4000 руб.




ЗАО «Контакт-Связь-Сервис»

5 у.е за каждые 100 Кбайт

10 у.е.

договорная

Первые 200 Кбайт бесплатно.

ЗАО «Связь-Сервис»

0,44 у.е. за Мбайт

12,50 у.е.

Нет данных

Первые 10 Мбайт бесплатно

ООО «ИнфоТех»

2,40 – 18,00 у.е. за страничку до 3 или 5 Мбайт, соответственно.







В эту цену входит пакет дополнительных услуг.


Из приведенных данных понятно, что устоявшаяся ценовая политика на рынке информационных услуг еще не выработана, сам рынок находится в «зачаточном» состоянии. Однако некоторые компании выходят на рынок со своими оригинальными проектами, такими, как «Виртуальный госпиталь», «Городской Интернет», «Электронный универмаг» и др.

По итогам работ, выполненных на первом этапе, составлен отчет-рекомендация, отражающий:

Практическое использование результатов анализа позволит наметить план конкретных работ по выполнению основных целей и задач проекта, заложит основу для создания нормативно-правовой базы по объединению усилий различных партнеров в достижении стратегической цели проекта – формирование единого информационно-образовательного пространства Кузбасского региона.



  1. ^ СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КЕМГУ

    1. Общие положения

В рамках проекта Международного Банка реконструкции и развития "Формирование организационной структуры и системы управления региональным комплексом непрерывного образования" КемГУ завершает создание образовательного комплекса в составе распределенной региональной сети филиалов (институтов), каждый из которых является центром непрерывного образования (ЦНО), с включением в них гимназий, лицеев, школ, собственно вуза и подразделений послевузовского образования. В настоящее время все филиалы КемГУ (за исключением филиала в г. Прокопьевске) и опорные гимназии связаны в единую корпоративную сеть [10]. Информационное наполнение этой сети, кроме всего прочего, должна составлять автоматизированная система управления образовательными услугами, основой которой является ИАС [11].

Организация процессов управления – одна из важнейших задач в жизни ВУЗа. Современные информационные технологии заставляют пересмотреть уже существующие в КемГУ способы работы с информацией и методы управления. Используемая структура коммуникаций позволяет перевести управление ВУЗом на совершенно новый технологический и управленческий уровень.

В Концепции предлагаются методы организации автоматизированной информационной системы управления вузом, основанной на интеграции информационных ресурсов вуза и его филиалов в распределенную базу данных, средствах анализа и принятия решений. Разработка ведется в соответствии с методическими рекомендациями [12, 13]. Актуальность предлагаемого решения обусловлена возрастающей ролью современных информационных технологий в организации образовательной деятельности в учебных заведениях. Эти требования могут быть удовлетворены только при наличии развитой информационной инфраструктуры. Интеграция информационных ресурсов позволит использовать современные методы анализа состояния учебного процесса в вузе, планировать и эффективно управлять образовательной деятельностью. В Концепции учитываются объективные факторы, оказывающие существенное влияние на стратегию реализации системы. Среди них:

За последние два года в Кемеровском университете качественно изменилась инфраструктура информационно-технической среды. Все больше и больше организационная структура ВУЗа адаптируется к требованиям и принципам открытости образования. В таких условиях разработка информационной аналитической системы управления и принятия решения становится не только актуальной, но и вполне реальной задачей. Такая задача должна решаться на базе долгосрочной поэтапной программы создания и внедрения ИАС, основные черты которой описаны в данном документе.

    1. ^ Характеристика состояния уже существующей АСУ-ВУЗ

На нынешнем этапе информационная система КемГУ представляет собой разрозненные подсистемы, эксплуатирующиеся в различных службах университета и зачастую не связанные между собой информационными потоками. Эти подсистемы создавались различными группами разработчиков при использовании различного программного обеспечения (ПО). Вследствие этого они не имеют единого системообразующего начала, что делает крайне сложным процесс интеграции их в единую систему. Недостатком является и то, что одни и те же данные дублируются в различных приложениях. Наиболее часто это – контингент сотрудников, студентов, справочники, причем справочники не согласованы между собой, одни и те же параметры имеют различные коды.

Подсистемы, эксплуатирующиеся в КемГУ в настоящее время (название, СУБД):

I. "Кадры сотрудников" (Clipper).

II. Подсистемы учебного комплекса:

"Деканат" (FoxPro),

"Учебная часть" (FoxPro),

"Расчет нагрузки и штаты кафедры" (FoxPro).

III. Подсистемы бухгалтерского учета:

"Учет и начисление заработной платы" (Clipper),

"Учет основных средств" (FoxPro),

"Стипендия" (Clipper),

"Госбанк" (1С Бухгалтерия),

"Главная книга" (1С Бухгалтерия),

"Касса" (1С Бухгалтерия),

"Командировочные расходы" (1С Бухгалтерия),

"Расчеты с организациями" (1С Бухгалтерия),

"Пенсионный фонд" (Clarion),

"Налогоплательщик" (Clipper).

IV. Подсистемы библиотеки (FoxPro):

"Заказ литературы",

"Учет новых поступлений",

"Заказ и подписка на периодические издания",

"Научная обработка литературы",

"Работа с Электронным каталогом",

"Поиск в Электронном каталоге",

"Каталог периодических изданий",

"Рубрикатор НТИ".

Все подсистемы работают автономно, используя свой набор данных, оформленных в виде таблиц формата DBF, DBS или 1С Бухгалтерии. Передача данных между подсистемами "Абитуриент" – "Деканат" – "Учебная часть", "Учет и начисление з/пл" – "Пенсионный фонд» и "Учет и начисление з/пл" – "Налогоплательщик" производится посредством специализированных программ-стыковок.

Таким образом, «персональные» информационные системы являются на данном этапе сдерживающим фактором при их адаптации к новым условиям сопровождения и эксплуатации. Кроме того, зачастую эти системы не ориентированны на удовлетворение информационных потребностей заинтересованных в развитии и функционировании ВУЗа лиц (студенты, преподаватели, научные работники, потенциальные потребители образовательных и информационных услуг).

Еще один фактор «неполноценности» таких систем – отсутствие перспектив по интеграции в единую распределенную информационную систему Министерства образования Российской Федерации.

В 2000 году в КемГУ разработана подсистема "Абитуриент" на основе Oracle, интерфейс написан на Visual Basic 5.0 и Excel 97 + VBA. Она является первой очередью формирующейся системы управления КемГУ, подсистемы которой свободны от вышеперечисленных недостатков. В 2001 году начато формирование подсистемы "Кадры сотрудников", включающую блок планово-финансового управления в части управления штатным расписанием. Разработано и утверждено техническое задание, на основании которого ведется создание подсистемы.

    1. ^ Обзор комплексных систем, предлагаемых сторонними разработчиками

Из всех предлагаемых в России комплексных подсистем наиболее подходят для внедрения в вузы две разработки: Единая интегрированная распределенная информационная система для управления российским высшим учебным заведением "УНИВЕРСИТЕТ" (разработчик – компания Redlab) и Интегрированная информационная система (ИИАС) управления вузом (разработчики – группа вузов России).

3.1. Система "Университет"

В составе системы имеются следующие подсистемы:


  • Система «Управление Персоналом»;

  • Система «Управление Финансами»;

  • Система «Материальная Помощь»;

  • Система «Довузовская Подготовка»;

  • Система «Абитуриент»;

  • Система «Студент»;

  • Система «Выпускник»;

  • Система «Аспирант»;

  • Система «Учебный Процесс»;

  • Система «Дистанционное обучение»;

  • Система «Научные Исследования».

  • Система «Библиотека»;





Данная система реализована на основе системы R/3 компании SAP AG и охватывает практически все стороны деятельности вуза, но из-за дороговизны (100-200 тыс. долларов в зависимости от комплектации) ее установка и использование в Российском вузе практически невозможны.


3.2. ИИАС управления вузом

В составе системы имеются следующие подсистемы:

  • Планирование учебного процесса

  • Педагогические кадры

  • Хранилище документов ИИАС

  • Приемная компания

  • Движение контингента студентов

  • Текущий и семестровый контроль


Данная система реализована на основе Oracle 8i. Система разрабатывалась пятью Российскими вузами, в постановке задачи участвовало 12 вузов. Тем не менее во многих частях (приемная компания, планирование учебного процесса, штатное расписание в педагогических кадрах) она не соответствует принятой в КемГУ системе делопроизводства, поэтому, несмотря на то, что система передавалась вузам бесплатно, от нее пришлось отказаться.


    1. Назначение, цель и основные принципы построения ИАС

4.1. Назначение


Информационная аналитическая система управлением КемГУ должна стать естественной составной частью деловых процессов, направленных на обеспечение образовательной и управленческой деятельности Кемеровского университета. Являясь важнейшим элементом жизнедеятельности университета, ИАС должна выполнять определенные функции, связанные с совершенствованием процессов принятия решений в области анализа, регулирования и прогнозирования образовательной деятельности в КемГУ и его филиалах. Система призвана решить основные задачи:

Такая система может быть построена только при переходе от локальных систем со своим информационным наполнением к интегрированной информационно-аналитической среде, которая позволит охватить все стороны деловых процессов в ВУЗе, автоматизировать административно-хозяйственную деятельность, управление финансовыми потоками, обеспечить информационную поддержку принятия решений.

4.3. Цель.

Целью создания ИАС является построение автоматизированной системы сбора, хранения и обработки данных о КемГУ и его филиалах, необходимой для обеспечения деятельности ВУЗа. Интеграция информационных ресурсов создает условия для оперативного анализа текущей деятельности, повышения качества обучения, демократизации управления вузом, снижения затрат на организацию и управление учебным процессом. Кроме того, создаваемая система позволит на основе анализа деятельности вуза принимать решения, направленные на повышение качества управления вузом.

4.4. Требования к современной информационной системе высшего учебного заведения

  1. Система должна быть комплексной, то есть охватывать все сферы деятельности ВУЗа и интегрировать в единую базу данных все информационные потоки.

  2. На начальном этапе используемые технологии должны обеспечивать реализацию функций управления с учетом существующей структуры ВУЗа и сложившихся на данный момент форм управления.

  3. Система должна предусматривать постепенное приведение к международным стандартам структуры управления, ведения различных административных служб, отчетности, способов хранения и обмена информации. Использование для этих целей зарубежных технологий сразу накладывает требование на наличие локализованных (то есть отражающих специфику российского высшего образования и законодательства) версий.

  4. Система также должна предоставлять возможность гибкой настройки как на изменения в российском и международном законодательстве, так и в структуре ВУЗа.

  5. Система должна предусматривать возможности расширения и наращивания функциональности за счет установки и разработки новых программных модулей. Помимо этого система должна позволять интегрировать в нее собственные наработки и подсистемы.

  6. Система должна органично встраиваться в Российское информационное образовательное пространство (рис. 5), единый документооборот Министерства образования Российской Федерации.




^ 4.4. Принципы построения

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным информационным системам, создаваемая ИАС должна учитывать ряд
3173795520500412.html
3173911291350658.html
3174037772284832.html
3174148603555729.html
3174272205929407.html