Computer Using Educators Inc., Usa материалы - страница 33


^ FROM THE EXPERIENCE OF USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN HANDICRAFT TEACHING

Yakusheva E.A. (sch1108yasenevo@mail.ru)

Public education institution secondary school № 1108 of Moscow

Abstract

In the series of multimedia- publication «Masters of Russia» there are two systems of teaching. They are «We learn sew» and «We learn to cook». The publications are multimedia-courses and can be used for methodological support in teaching of handicraft and for increasing of creative activities of students. They content extensive informational and methodological work for lesson. The mentioned above publications have a wide application both at the lessons with one computer and in a computer classroom. They can also be used at home or at special curriculum courses at school.

^ ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ТРУДА)

Якушева Е.А. (sch1108yasenevo@mail.ru)

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1108 г. Москвы (ГОУ СОШ №1108)

Аннотация

В серии мультимедиа-издания «Мастера России» есть две системы обучения «Учимся шить» и «Учимся поварскому искусству». Издания представляют собой мультимедиа-курсы, и могут быть использованы для методической поддержки преподавания материальной технологии, а также на повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников, содержат обширный справочный и методический материал для проведения занятий.

Данные издания имеют широкое применение и могут быть использованы на уроках в классе с одним компьютером, в компьютерном классе, а также дома или факультативно

Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».

Вот уже 10 лет я использую в своей практике мультимедийные системы обучения «Учимся шить» и «Учимся поварскому искусству» (серия мультимедиа-издания «Мастера России», 1996 год). Материальная технология – одна из тех дисциплин, которую не целесообразно изучать на компьютере, нельзя научить шить, готовить, вязать на компьютере, здесь нужна практика, но использовать компьютер все же необходимо и возможно.

«Учимся шить». Мультимедийная система состоит из 30 уроков, 55 контрольных вопросов, 10 практических заданий. В нее входят такие темы, как: материаловедение; оборудование и инструменты; ручные и машинные работы; влажно-тепловые работы; технология обработки отдельных узлов; технология пошива юбки, блузки, платья.

Запустив программу, ученик попадает в учебную комнату в которой находится учебник (изучение теоретического материала, представленного в виде гипертекста, иллюстраций, анимационных, дикторских и видеофрагментов), вопросник, задачник (практические задания), журнал (отображаются результаты работы пользователя), видеоплеер (воспроизведение видеоклипов). В основном данную программу я использую для контроля знаний учащихся, т.к. в программе представлены карточки по всем разделам курса. Ответы в карточках даны не только в виде текста, но и в виде графических рисунков и схем. Например, отвечая на вопрос карточки 4.1, по теме машинные швы, учащийся должен указать окантовочный шов с открытым срезом. На карточке в виде графического изображения даны 5 видов швов и из них ребенок должен выбрать правильный. Эти карточки я использую комплексно – несколько карточек (вопросов) по разным темам на одного учащегося. Стараюсь подобрать их таким образом, чтобы они были взаимосвязаны, что дает возможность ребенку при ответе отвечать не односложно, а составить небольшой ответ-рассказ.

Очень часто у учащихся вызывает затруднение терминология различных работ. Закрепить владение терминами также помогают карточки контроля. Примером такой карты служит карта по терминологии влажно-тепловых работ. С правой стороны карточки расположены термины: приутюживание, разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, отпаривание, проутюживание, декатирование. А с левой стороны карточки расположены элементы, которые необходимо распределить в соответствии с данными терминами (рукав, защипы, боковой шов, бейка, рельеф и т.п.).

Так же широко я применяю и карточки по построению правильной технологической последовательности. Такие карточки удобны не только для проверки и закрепления знаний, но и при работе с отстающими учащимися.

Еще пример – карточка более сложного уровня. В такой карточке не одно изделие, а три – например, три вида прорезных карманов. Зная технологическую последовательность изготовления всех трех видов прорезных карманов, ученик должен указать те операции обработки, технологические условия для которых полностью совпадают. Таким образом, ученик должен знать технологию обработки не одного вида детали, а трех, что, соответственно, усложняет его задачу.

И еще пример используемых мною карточек – это карточки-описания – где учение должен дать описание внешнего вида изделия по заданной схеме и определенным терминам. Эти задания достаточно легкие. На базе таких карточек учащиеся самостоятельно изготавливают карточки данного типа, пополняя тем самым копилку дидактического материала.

Так же я использую мультимедийную систему обучения «Учимся поварскому искусству» состоящую из 75 уроков, 134 контрольных вопросов, 43 практических заданий. В нее входят такие темы как, подготовка сырья; тепловая обработка продуктов; блюда из овощей и грибов; блюда из птицы, мяса, рыбы; супы; блюда из яиц и творога; приготовление полуфабрикатов из мучных изделий; замес теста и способы его разрыхления; дрожжевое и бездрожжевое тесто и изделия из него; изделия пониженной калорийности.

Большое разнообразие карточек контроля по всем разделам курса представляют из себя карточку, в которой к одному вопросу даны несколько вариантов ответов. Такая карточка кажется на первый взгляд легкой, но при ответе я обычно прошу ученика не только указать правильный ответ, но и обосновать его. Таким образом, можно выявить степень усвоения той или иной темы курса.

Но одно дело знать ответ на вопрос, а совсем другое – правильно воспроизвести технологию приготовления того или иного блюда. В этом мне также помогает, например, карта «Приготовление пирожных «Яблоко в слойке». Ученик должен построить правильную технологическую цепочку.

Другим примером карточки является карточка, где нужно воспроизвести не только правильную технологическую последовательность приготовления блюда, но и ответить на дополнительный вопрос. Примером такой карты служит карточка «Приготовление припущенной рыбы».

Еще одним примером используемых мною карточек контроля являются карточки-классификации. Здесь наравне с правильными или дополнительными ответами даны также и неправильные ответы. Ученик должен хорошо ориентироваться в изученном материале, владеть терминологией, уметь выделять главное.

Работая на уроке с такими карточками, я имею возможность полностью опросить всех учащихся, выявить пробелы в знаниях и успешность усвоения материала в целом. Данные карточки позволяют также дополнительно опросить учащихся по нескольким темам, закрепить ранее полученные знания. Такие карточки эффективны и при самоконтроле или взаимоконтроле учащихся.

Применение данных систем позволяет интенсифицировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения.


^ Module “Video Technologies” of the Course “ICTs for Elementary School” Classroom activities

Yakushkina A.(anna.yakushkina@mail.ru)

Primary school 1701 Moscow, Zelenograd

Abstract

ICTs play a great role in a modern information society, while children acquire basic ICT skills at the level of elementary school. Taking a course “ICTs for Elementary School” pupils of the 3rd-4th grades develop various video projects. Learning activities are organized in a traditional form of a project-based learning with integration of modern ICTs.

^ Модуль “Видеотехнологии» курса «ИКТ в начальной школе» Организация занятий

Якушкина А.А. (anna.yakushkina@mail.ru)

Государственное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1701 (ГОУ НОШ «Школа здоровья» № 1701), Москва, Зеленоград

Аннотация

В современном информационном обществе большое значение приобретает ИКТ-грамотность школьников, приобретаемая ими в начальной школе. В курсе «ИКТ в начальной школе» учащиеся 3-4 классов создают разнообразные по тематике и содержанию видеопроекты. Проходя все этапы создания видеофильма, дети осваивают проектную деятельность с использованием современных ИКТ.

Информатизация современного общества привносит новые технологии и новые способы деятельности, которые подразумевают развитие у человека новой грамотности – комплекса умений и навыков поиска необходимой информации, ее обработки, представления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий.

Наравне с научением традиционным навыкам письма и чтения, важно учить школьников использованию компьютерной техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.

В начальной школе № 1701 Зеленограда в рамках экспериментальной деятельности с 2003 года организовано преподавание предмета «Информатика и Информационные технологии» по авторским программам «Информатика 2 - 4» (авторы – Семенов А.Л. Рудченко Т.А и др..) и «ИКТ в начальной школе» (авторы – Фомина В.В., Якушкина А.А. – преподаватели школы № 1701).

Некоторые особенности организации преподавания:

Программа «ИКТ в начальной школе» организована по модульному принципу. Модули интегрированы между собой и строятся по принципу углубления и расширения предметных и общеучебных компетенций.

Модули программы:

Результат деятельности учащихся по модулю «Видеотехнологии» - создание видеопроекта по выбранной теме.

Под видеопроектами мы понимаем всю совокупность работ над видеофильмом, включающую в себя:

Общие замечания по организации работы над видеопроектами в начальной школе:

Фильмы, над которыми работают дети могут быть анимационными, документальными, игровыми. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы на базе проводимых лабораторных и практических работ. Видеофильмы могут быть комплексными, включающими в себя фрагменты, снятые в разных жанрах.

В работе над видеопроектом детей можно динамично организовывать в коллективы разного объема по количеству участников: индивидуальная работа, по парам, мини-группы, коллективы по 7-12 человек.

Этап подготовки к съемке фильма, включающий в себя сбор информации, написание сценария, изготовление декораций проводится в мини-группах или индивидуально. В съемках участвует весь коллектив (подгруппа в 7-12 человек) с использованием одной или двух видеокамер. Видеокамера подключается к компьютеру, к которому, в свою очередь, подключен проектор. В результате все участники съемки видят результат на большом экране и могут вносить свои коррективы в процесс. К тому же такая организация съемок позволяет укладывается в ограниченное время урока (45 минут) без потери качества видеопроекта.

Полученный видеоматериал рассылается на каждый рабочий компьютер в классе.

Монтаж и озвучивание эффективнее проводить по парам, так как процесс не останавливается, даже если один из партнеров отсутствует. Кроме того, дети в парах работают гораздо продуктивнее, поскольку обогащают друг друга идеями. В результате такой работы на одном видеоматериале производится столько разных фильмов, сколько пар в классе – 10-13. Работа над видеопроектом занимает в среднем от 8 до 12 занятий.

Литература

1. Якушкина А.А. Информационные технологии в начальной школе // Информационные технологии в образовательной деятельности: опыт работы образовательных учреждений Зеленоградского учебного округа г.Москвы - М., сборник Зеленоградского окружного управления образования, Окружного Методического Центра, Центра Экспериментальных и Инновационных Работ. - 2003. – выпуск 18 Информационные технологии. - С. 100 – 102;

2. Якушкина А.А. Видеопроекты в начальной школе в работе с мотивированными к учебе детьми: опыт работы ГОУ начальная школа № 1701 г.Зеленограда // Информатика. – 2006 г. - №9 (514). – С. 31 – 34;

3. Якушкина А.А. Видеопроекты в начальной школе: опыт работы ГОУ начальная школа № 1701 г.Зеленограда // Большой Московский семинар по методике раннего обучения информатике. - http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_04_13.html;

4. Фомина В.В., Якушкина А.А. Программа курса «Информационные технологии» // Информационные технологии в образовательной деятельности: опыт работы образовательных учреждений Зеленоградского учебного округа г.Москвы // М., сборник Зеленоградского окружного управления образования, Окружного Методического Центра, Центра Экспериментальных и Инновационных Работ. - 2003. – выпуск 18 Информационные технологии. - С. 103 – 113;


^ Использование новых информационных технологий на уроках истории и права

Яцкина Г.В.

МОУ « Топкановская средняя общеобразовательная школа» Каширского района Московской области

Аннотация

В данном докладе рассматриваются основные преимущества, которые дает использование на уроках истории программы Power Point и электронного учебного пособия “Основы правовых знаний 8-9 класс” на уроках права.

Информационные технологии на уроках истории и права позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации, что очень важно в современных условиях, когда главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Учащиеся, активно работающие с компьютером, имеют, как правило, более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, находить нужный материал, что очень важно для глубокого исторического образования. При этом, как никогда раньше, очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, права. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point дает возможность не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, при минимальной затрате времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов, подборок видеоматериалов к уроку. Наличие текстовой и иной информации в Интернете позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в творчески работающего компьютерного художника. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся, особенно по темам развития культуры в различные исторические эпохи. Проведение интерактивных экскурсий позволяет «заглянуть» в залы Третьяковки, посетить Эрмитаж, посмотреть другие сокровищницы нашей культуры. Использование программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится в их дальнейшей жизни. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентации чаще всего используются на уроках истории в старших классах. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, делает уроки разнообразными, интересными. Однако, подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. При первичном контроле в случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Важным компонентом социально-гуманитарного образования личности является право. Оно относится числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе. Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, а также такое содержание изучаемого материала, которое не позволяет учащимся использовать свой небольшой жизненный опыт при решении правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни.

Решению этой проблемы помогает использование на уроках электронного учебного пособия “Основы правовых знаний 8-9 класс”. Это пособие выстроено в полном соответствии с содержанием учебника “Основы правовых знаний 8-9 класс”, авторы С.И. Володина и др. ,М.2006 год. Кроме того, в данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют учителю проследить динамику усвоения знаний в курсе “Основы правовых знаний”. Казалось бы сухой и политизированный материал с помощью этого пособия усваивается гораздо легче, вызывая у учащихся неподдельный интерес. Особенно убедительно для учащихся звучат выступления официальных лиц по тем или другим вопросам, кадры из фильмов, иллюстрирующие те или иные положения. Намного эффективнее с помощью пособия изучаются темы, связанные с изучением Конституции.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель истории должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Литература:

1. Борисова О.А. Организация исторического практикума с использованием новых информационных технологий. Материалы 6 международной конференции «Применение новых технологий в образовании» 28 июня – 1 июля 2000г. - Москва: Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2000.

2. Борисова О.А. Формирование правосознания школьников в курсе граждановедение. Современные проблемы преподавания философии. Сборник научно-исследовательских материалов. – Челябинск, 2003 – Вып.1

3. Городецкая Н.И. Информационная образовательная Интернет-среда России.Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин. – Н.Новгород, 2004.

4. Терешенков Д.А., Яшанина Н.А. Чему учить? Как учить? Информационные технологии в образовании, 2003/

5. Электронные библиотеки с ресурсами по истории и праву.


3174984599860123.html
3175204308074860.html
3175242338547939.html
3175341938412111.html
3175465980520744.html