Шаулин В. Н - страница 2

^ Концептуальные основы развития комплексной модели региональной системы оценки и управления качеством образования

Комплексная модель анализа результатов различных процедур оценки качества образования для обеспечения управления системой контроля и оценки качества образования на региональном уровне направлена на решение следующих задач:

разработка методологических и научно-методических основ оценки качества образования и инструментария;

оценка уровня образовательных достижений обучающихся для их аттестации; на различных ступенях школы и отбора на следующий уровень образования;

оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования, проводимых на различных уровнях;

лицензирование и аккредитация образовательных учреждений;

внешняя оценка подготовки кадров;

информирование различных пользователей о качестве образования.

Основные принципы Комплексной модели РСОКО (Ковалева Г.С.):

реалистичность показателей качества образования, а также их соответствие нормативным правовым актам и социальной значимости;

участие потребителей образовательных услуг в организации оценки качества образования (разработка технологии, оценочных средств) и в её проведении (участники и/или наблюдатели);

учёт социально-экономических и этнокультурных особенностей региона;

открытость и прозрачность всех процедур оценки качества образования;

доступность информации о состоянии и качестве образования.

Основными пользователями информации о результатах оценки качества образования станут обучающиеся и их родители, педагогические коллективы, общественные органы управления, средства массовой информации, органы управления образованием.

Комплексная модель РСОКО включает оценку:

качества целей образовательного процесса;

качества условий образовательного процесса, качества образовательного процесса (образовательной программы);

качества образовательных результатов - индивидуальных достижений обучающихся.

Оценка качества образования осуществляется комплексно на всех уровнях:

ученика – качество результатов – портфолио ученика;

учителя – качество целей, условий, процесса и результатов учеников – портфолио учителя;

образовательного учреждения - качество целей, условий, процесса и результатов - (индикаторы и показатели);

муниципальной образовательной системы – индикаторы и показатели;

системы образования региона – индикаторы и показатели.

В качестве теоретической основы управления нами выбрана теория комплексного управления качеством. На основе проведенного анализа сформулированы следующие принципы управления качеством образования:

комплексности – анализ качества целей, качества условий, качества процесса, качества результатов;

объективности — все, что в педагогической деятельности может быть измерено, должно быть измерено объективно;

преемственности – соответствие качества для различных уровней реализуемых образовательных программ;

перспективности – направленность на решение актуальных задач развития образования;

тотальности – вовлеченность в процесс управления всех: от учителя до директора и управляющего РОО, специалиста департамента в управление качеством;

оптимальности — необходимости и достаточности затрачиваемых усилий, средств и времени для достижения поставленных целей;

субсидиарности – принятие решения на максимально низком уровне и передача проблемы вверх при невозможности решения на данном уровне;

рефлексивности – в основе анализа деятельности на всех уровнях управления качеством лежит самооценка, самоанализ, самоконтроль, т. е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков;

ключевого звена — центральным и определяющим в управлении качеством образования является образовательное учреждение и педагог.

Комплексная модель Региональной система оценки качества образования предполагает:

упорядочение информационных потоков;

единые подходы к разработке диагностического инструментария;

включённость общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования.

Региональная система оценки и управления качеством образования становится средством обратной связи между результатами и исходными целями социального проектирования в сфере образования.

При создании системы управления качеством образования необходимо иметь в виду, что требуется реализация одновременно двух подходов: “сверху вниз” и “снизу вверх”. Сверху надо строить систему обеспечения условий управления качеством образования – нормативную базу, научно-методическую основу, организационные структуры, подготовку кадров, разрабатывать технологии и методики, осуществлять информационное обеспечение и т.п. Это даст возможность сделать управление качеством обязанностью каждого педагога и каждого образовательного учреждения (управление снизу). Обеспечение качества образования является итогом не только совокупной профессиональной деятельности образовательной сферы, но и продуктивного диалога образовательного сообщества, общественных и гражданских институтов, бизнеса. На рисунке 5.1 отображено представление системы обеспечения управления качеством образования:



Рисунок 1 — Представление системы обеспечения управления качеством образования


Комплексная модель Региональной система оценки и управления качеством образования рассматривается как полисистемная категория, характеризующаяся полиаспектностью (включает качества целей, условий, процесса и результата), полиуровневостью (включает качество образования всех уровней), полисубъектностью (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов — воспитанники, учащиеся, их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы), поликритериальностью (качество образования оценивается набором критериев), полихронностъю (сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования), поливариативностью (множество характеристик качества образовательных систем).

Структурные механизмы и принципы модели комплексного анализа результатов различных процедур оценки качества образования для обеспечения управления системой контроля и оценки качества образования на региональном уровне

Комплексная модель оценки и управления региональной системой оценки качества образования основана на следующих структурных механизмах и принципах организации:

1. Программно-целевой подход в формировании системы оценки и управления качеством образования.

2. Дифференциация и упорядочение информационных потоков о состоянии индивидуального качества образования каждого учащегося образовательных учреждений города.

3. Сетевое распределение полномочий организационных структур системы оценки качества образования в обеспечении и оценке качества образования.

4. Единые подходы к разработке диагностического инструментария оценки качества образовательных результатов учащихся в процессе итоговой аттестации, в том числе в форме  ЕГЭ, мониторинга и диагностики, внутришкольного контроля.

5. Включённость общественной экспертизы на всех этапах и во все процессы обеспечения качества образования в сфере столичного образования.

6. Распределенность и разноуровневость профессиональной экспертизы.

7. Единство подходов к подготовке педагогических кадров, профессиональных экспертов и разработке диагностического инструментария к оценке качества образования.



3184778219867042.html
3184914310508239.html
3185017555435038.html
3185109920826236.html
3185160848753463.html