Практическое занятие 4 - Методические указания для студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Экономическая...


Практическое занятие 4

Составление типовой схемы транспортного комплекса.

1 Цель работы

1.1 Выявить транспортные линии заданного района.

1.2 Определить основные направления в развитии данного комплекса.

1.3 Раскрыть основные связи между отраслями транспорта.


2 Пояснение к работе

2.1 Краткие теоретические сведения

Железнодорожный транспорт обслуживает большую часть внутренних и внешних связей РБ. Территорию республики пересекают железные дороги широтного направления, построенные с целью обеспечения связей европейской части страны с азиатской. Это, прежде всего, электрифицированная Сибирская магистраль Чишмы-Уруссу. На северо-западе территория республики выходит к другой электрифицированной магистрали Казань-Екатеринбург. Сравнительно недавно через высокие хребты Уральских гор от Магнитогорска через Белорецк к станции Карламан протянулась новая железная дорога. Она на востоке под названием Южно-Сибирской магистрали идет через Акмалу-Барнаул-Абакан-Тайшет-Усьт-Кут на соединении с Байкало-Амурской магистралью.

Остальные железные дороги РБ имеют меридиональное направление. Отходящие от магистралей широтного направления, они обслуживают внутри республиканские связи. Исключение составляет железная дорога Уфа-Оренбург. Ее участок Мурапталово-Оренбург, построенный в девятой пятилетке, связал эту дорогу с железнодорожной сетью Казахстана, Средней Азии и Нижнего Поволжья. Густота железных дорог в РБ несколько выше, чем в РФ. Но здесь еще немало районов удалено от железных дорог на 60-80 и более километров. Большинство железных дорог республики отличается большой грузонапряженностью. Трубопроводный транспорт имеет для РБ, как района развитой нефтяной- и газовой промышленности, повышенное значение. Башкортостан — один из крупных в РФ центров скрещения трубопроводных магистралей. Они расходятся отсюда в сторону Сибири и Казахстана,

Поволжья и Прикамья. Протяженность трубопроводов по перекачке нефти и продуктов ее переработки в несколько раз превышает общую длину железных дорог республики.

Автомобильный транспорт имеет в основном внутриреспубликанское значение и принимает ограниченное участие в межрайонных транспортно-экономических связях республики.

На большей части Предуралья с развитой сетью железных дорог и водных путей автотранспорт занят, главным образом, перевозкой грузов и пассажиров из глубинок к железнодорожным станциям и речным пристаням. В ряде мест северной и горно-восточной частей РБ автотранспорт выступает главным, нередко даже единственным видом транспорта.

Оси автодорожной сети РБ образуют асфальтированные шоссе Нефтекамск-Уфа-Оренбург, Самара-Уфа-Челябинск, Уфа-Казань. Большинство автодорог представляют собой их ответвления.

Речной транспорт в перевозке грузов и пассажиров по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом имеет более скромное значение.

Река Белая со своим судоходным притоком-рекой Уфой-составляет часть Волжско-Камекого водного пути, обеспечивающего республике связь с регионами Западного Урала, Поволжья, Балтийское, Азовское и Черное моря. Важную роль играет речной транспорт и внутри республиканских перевозках, особенно в сообщении с северным и северо-западными районами, не имеющими железнодорожной связи с остальными частями РБ. В зоне обслуживания речного транспорта находиться 15 административных районов, на долю которых приходиться 22% территории и около трети населения республики.

По Белой, Каме и Уфе осуществляются также пассажирские перевозки. На них функционирует немало местных и пригородных маршрутов, а на первых двух, кроме того, ряд транзитных линий.

Значительная роль воздушного транспорта. Он использует в перевозке пассажиров, срочных грузов, в проведении авиа химических работ в сельском и лесном хозяйстве. Воздушный транспорт применяется также в оказании скорой

лесных массивов в пожароопасный период.

Основная доля в экспорте РБ принадлежит сырой нефти, химической и нефтехимической продукции.

20

На экспорт поступают также сталепроволочно-канатные изделия, автосамосвалы, станки металлорежущие, лампы осветительные, бинокли, и т. д. В импорте преобладают машины и оборудование для нефтяной, химической, пищевой, легкой промышленности и отрасли строительных материалов, транспортные средства, товары народного потребления, оборудование и приборы для нужд медицины, экологии и т. д.


3 Задание

3.1 Определить транспортные отрасли данного района.

3.2 Перечислить продукцию вывозимую из района и продукцию которые ввозятся на территорию района. Каким транспортом осуществляются эти перевозки?

3.3 Построить график протяженности путей сообщения развитых в заданном районе по данным таблицы №1.

Рекомендуемый масштаб графика:

Железные дороги – мин.2880 км прибавляем по 10 км.

Автомобильные дороги – 27450 км прибавляем по 500 км

Судоходные реки – 835 км прибавляем по 50 км

Трубопроводный транспорт – 5105 км прибавляем по 500 км

Протяжённость откладывается по оси y через 0,5 см; года по оси x через 1 см


^ Таблица 1 Протяженность путей сообщения (на конец года; километров)

1991 1992- 1993 1994 1995 1996

Железнодорожные пути, всего 2925 2908 2900 2902 2888 2901

Автомобильные дороги, всего________ 27457 28335 28980 35147 34894 34793

^ Внутренние водные судоходные пути 1000 935 935 924 907 837

Магистральные трубопроводы 5109 5109 5105 9528 9594 9804


4 Контрольные вопросы

4.1 Чем объясняется наибольшая протяженность автомобильного транспорта?

4.2 Назовите транспорт который имеет внутри и меж республиканское значение?

4.3 Чем объясняется резкий скачок развития трубопроводного транспорта?


5 Содержание отчета

Отчет должен содержать:

5.1 Название работы

5.2 Цель работы

5.3 Перечень используемого оборудования

    1. Задание.


6 Список литературы

6.1 Сухов В.П., Хисматов Р. М. География Башкортостана, Уфа, 2005


22

Литература


Основная литература


  1. Сухов В., Хисматов Ф. География Башкирии. Уфа: Китап, 2002.-235с.

  2. Башкирская энциклопедия. В 7 т./Гл. редактор М.А. Ильгамов. Т.1-7.Уфа: Башкирская энциклопедия, 2005.

  3. Экономическая энциклопедия регионов России. Республика Башкортостан./Гл. редкол.: Ф.И.Шамхалов (гл. ред.) и др.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2004.-639с.

  4. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.-672с.

  5. Атлас Республики Башкортостан. М.:Картография,2005.-159с.

  6. Хисматов Ф. Учителю о народнохозяйственном комплексе Башкирии. Уфа: Китап, 2003.-135с.

Дополнительная литература



  1. Официальный и деловой Башкортостан. Каталог - справочник республики, городов и сельских районов. Уфа: Китап,2004.-320с.

  2. Хайретдинов В. Экономика республики Башкортостан. Уфа: Китап,2003.-240с.

  3. Ежегодный статистический справочник Башкортостана/Под ред.Ф.И.Хисматов.Уфа: Китап, 2006.

  4. Экономика и управление.-2003 №5 с.14-16

  5. Истоки.- 2007.№5 с.16

  6. Ватандаш.-2002-2007.



21

3185246841145248.html
3185414036973179.html
3185480890707147.html
3185530894816741.html
3185605153306966.html