Дополнительные образовательные программы. Повышение квалификации Кострома, 2000 Сборник печатается по решению Ученого Совета Костромского института повышения квалификации - страница 35

^ Ректор Костромского областного
института повышения квалификации

работников образования

_____________________ Лушина Е.А.



Образовательная программа

Курса «Опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность

в общеобразовательных учреждениях»


Цель: создание условий для планирования исследований и организации опытно-экспериментальной деятельности в общеобразовательных учреждениях.

^ Категория слушателей: педагоги различных предметов и квалификации, администрация школ, работники отделов образования.

Срок обучения: 156 часов.

Форма обучения: с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы.

^ Режим занятий: 6 ч. (36 ч. в нед.); 4 ч. (24 ч. в нед.).


Учебный план




^ Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В т.ч.

Форма контроля

Лекц.

Практ.

1

Основные характеристики педагогического исследования

6

6




Собеседование

2

Планирование и организация научно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении

36

22

14

Тестирование, ОДИ, проекты

3

Исследование проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Проектирование учебной программ.

36

18

18

Проекты программ

4

Педагогические технологии

72

36

36

Доклад

5

Исследовательская деятельность учащихся

6

6







Итого:

156

90

66





Учебно-тематический план




^ Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекц.

Практ.

I

Основные характеристики педагогического исследования

6







Собеседование

1.1

Выбор объекта, предмета, проблемы и цели исследования




2







1.2

Постановка задач и формулирование гипотезы исследования




2







1.3

Выбор методов исследования




2







II

Планирование и организация научно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении

36










2.1

Стратегия локальных, модульных и системных изменений. Анализ условий для проведения эксперимента

2

2







2.2

Подготовка руководителя к обновлению школы. Мотивация коллектива на нововведения

2

2




Тестирование

2.3

Коллективное планирование. Формирование исследовательской команды. Целевое педагогическое проектирование

6

4

2

ОДИ

2.4

Технология проведения отдельного исследования:

- методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, письменный опрос, устный опрос, тестирование, обследование, мониторинг, экспертиза, диагностика и т.д.

12

6

6

Проект

2.5

Изучение и обобщение педагогического опыта

6

4

2

Творческий отчет

2.6

Организация деятельности экспериментальной площадки

4

2

2

Тесты

2.7

Оформление результатов исследования

2

2




Проект

III

Исследование проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

36

18

18




3.1

Проектирование учебной программы

  • Цели и ценности образования. Правила постановки целей

  • Дидактические принципы. Обоснование и отбор принципов и индивидуальной системы работы.

  • Отбор содержания образования, коррекция содержания целей

  • Уровневые задания в преподавании предмета (практикум). Задачи и задания, решаемые по образцу. Проблемные вопросы. Задачи и задания творческого характера. Обобщенные способы действий, обобщенные характеристики умений.

  • Тестовые и контрольные задания


2

4


8


18


4


2

2


4


6


2



2


4


12


2

Проекты программ

3.2

Педагогические технологии

72










3.3.

Коллективный способ обучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)

4

2







3.4

Проблемное обучение

6

4

2




3.5

Уровневая дифференциация

6

3

3




3.6

Вольдорфская педагогика (Р. Штейнер)

2

2







3.7

Технология саморазвития (М. Монтессори)

18

9

9

Собеседование

3.8

Технология авторской школы самоуправления (А.Н. Тубельский)

9

5

4

Собеседование

3.9

Деятельностный подход в обучении математике. Л.Г. Петерсон «Школа 2000 г.)

18

6

12

Методические разработки уроков

3.10

Личностно-ориентированное обучение

9

5

4

Тесты

IV

Исследовательская деятельность учащихся

6

4

2

Собеседование




Итого

156

90

66






^ Учебная программа


Введение


Выбор темы цикла лекций и отдельных занятий обусловлен:

  1. Новой доктриной Российского образования.

  2. Востребованностью данной тематики в настоящее время руководителями и педагогами школ.

  3. Правом ученика и родителя выбирать разные типы образовательных учреждений.

Цель курса: создание условий для планирования и организации опытно-экспериментальной деятельности в общеобразовательных учреждениях.
Задачи курса:

  1. Создать условия для активной мотивации слушателей на изучение предложенной тематики.

  2. Создать условия для формирования представлений слушателей о способах развития школы.

  3. Предоставить достаточную информацию по теме.

  4. Предоставить образцы программ опытно – экспериментальной деятельности.


Тема 1 - 2. Основные характеристики педагогического исследования. Планирование и организация научно-экспериментальной работы в школе.


Дидактические единицы

Основные характеристики педагогического исследования. Постановка задач и формулирование гипотезы исследования. Выбор методов исследования. Выбор объекта, предмета и цели исследования. Анализ условий проведения эксперимента. Мотивация коллектива на нововведения. Технология проведения отдельного исследования. Изучение и обобщение педагогического опыта. Подготовка руководителя к обновлению школы. Коллективное планирование. Формирование команды. Целевое планирование.

^ Практические занятия

Практическое занятие 1. Упражнение на закрепление полученной информации.

Практическое занятие 2. Упражнение на закрепление основ педагогического проектирования.

Практическое занятие 3. Проектирование отдельного исследования.

Выездные занятия: открытые уроки.

Методические пособия

Приложение 1. Карта наблюдений на уроках.

Приложение 2. Описание педагогического опыта. Схема.


Литература для слушателей по теме:


  1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема "Новые ценности образования" - М., 1995 г.

  2. Загвязинский В.И. Методология и методика педагогики исследований. - Тюмень, 1976 г.

  3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М., 1998 г.


Тема 3. Исследование проблем повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Дидактические единицы

Проектирование учебной программы. Цели и ценности образования. Правила постановки целей. Дидактические принципы. Обоснования и отбор принципов индивидуальной системы работы. Отбор содержания образования, коррекция содержания целей. Уровневые задания в преподавании предмета. Задачи и задания, решаемые по образцу. Проблемные вопросы. Задания творческого характера. Обобщенные способы действий. Обобщенные характеристики умений. Тестовые и контрольные задания.

^ Практические занятия

Практическое занятие 1. Упражнение на применение понятий проектирования учебной программы.

Практическое занятие 2. Упражнение по применению правил целеполагания. Построение "дерева целей".

Практическое занятие 3. Упражнение по коррекции содержания образования.

Практическое занятие 4. Практикум по переводу заданий: задачи и задания, решаемые по образцу, проблемные вопросы, задания и задачи творческого характера, обобщенный способ действий.

Практическое занятие 5. Упражнение по выявлению обобщенных характеристик умений.

Практическое занятие 6. Составление тестовых и контрольных заданий.

Выездные занятия: открытые уроки, выстроенные по предложенным технологиям.

Методические пособия

Приложение 1. Тексты учебных программ.

Приложение 2. Учебные видеофильмы.


Литература для слушателей по теме


  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1998 г.

  2. Новиков Л.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998 г.

  3. Скатнин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения. - М., 1971 г.

  4. Тестовый метод контроля знаний учащихся (методические рекомендации). КОИПКРО, Кострома, 1999 г.


Тема 4 - 5. Педагогические технологии. Исследовательская деятельность учащихся.


Дидактические единицы

Понятие педагогической технологии. Классификация педагогических технологий. Педагогические технологии на основе личной ориентации педагогического процесса. Педагогики сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение. Технологии уровневой дифференциации. Коллективные способ обучения (КСО А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко).

^ Альтернативные технологии: Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер); технология саморазвития (М. Монтессори).

Технологии авторских школ: Школа самоопределения (А.Н. Тубельский).

^ Технология развивающего обучения: личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Деятельностный метод в обучении математике (Л.Г. Петерсон).

Поиско-исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения. Определение предмета исследования. Определение значимых переменных (условий). Выдвижение гипотезы. Планирование исследования. Описание фактов и полученных эмпирических данных.

^ Практические занятия

Практическое занятие 1. Упражнение на применение понятий педагогической технологии.

Практическое занятие 2. Упражнение по выявлению перспективных школьных технологий.

Практическое занятие 3. Упражнение на применение технологии:

Практическое занятие 4. Проигрывание групповых видов деятельности.

Практическое занятие 5. Проектирование уроков с применением деятельностного подхода.

Выездные занятия: открытые уроки, выстроенные по предложенным технологиям.

Методические пособия

Приложение 1. Учебные видеофильмы.

Приложение 2. Схема самоанализа урока.


Литература для слушателей по теме


  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. - М., 1989 г.

  2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.

  3. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. - М., 1989 г.

  4. Ушаков М.А. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения. - М., "Сентябрь", 1999 г.

  5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения. - М., "Сентябрь", 2000 г.



Костромской областной институт повышения квалификации

работников образования



«Согласовано»

Начальник департамента общего

профессионального образования

администрации Костромской области

___________________ Тарабухин С.А.


«Утверждаю»

3186901506738778.html
3187073962637243.html
3187294713913382.html
3187386770949565.html
3187460947851947.html