Инструктивно-методическое письмо об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях - страница 5


География

В 2010-2011 учебном году изучение предмета «География» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Содержание учебного предмета «География» выстраивается в соответствии с развитием трех содержательных линий:  естественнонаучные системы в их взаимодействии; естественнонаучные методы исследования явлений природы; естественнонаучное мировоззрение человека.

В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения и в развитии их общей культуры, формировании творческой личности, осознании ответственности перед природой и обществом за сохранение жизни на Земле.

Основной целью обучения географии является осознанное усвоение фундаментальных теоретических знаний и обобщенных приемов самостоятельной работы как основы их применения в учебных и жизненных ситуациях.

В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «География»:

Важная задача географического образования в старших классах заключается в педагогической поддержке учащихся при их самоопределении и выборе будущей профессии.

При отборе содержания учебного предмета «География» учтены возрастные особенности учащихся 6-9 классов и предусмотрены личностно-ориентированный и компетентностный подходы к процессу обучения.

Выбор структуры и содержания учебного предмета «География» основного среднего уровня образования осуществлен на основе принципов преемственности в изучении учебного материала и межпредметной связи. Знания о природе и хозяйстве мира формируются в контакте с другими общеобразовательными предметами, например: историей, математикой. Особенно эти связи будут полезны при выполнении картографических работ, полевых исследованиях, практических работ, составлении различных диаграмм и таблиц, описании историко-географических объектов и событии, наблюдении за природными и экономическими явлениями.

Исходя из содержательных линий учебного предмета представлена следующая структура:

1. Развитие географических знаний о Земле.

2. Особенности природы Земли.

3. Население земли и освоение природы человеком.

4. Земля – наш общий дом.

В структуре учебного материала «Развитие географических знаний о Земле» у учащихся формируются представления о роли и назначении предмета «География» в науке, о целях и задачах предмета, об историческом этапе географического исследования, о современном исследовании и их результатах, о картографических и комлексных физико-экономико-географических понятиях, необходимых для применения их в различных жизненных ситуациях.

Содержание учебного материала «Особенности природы Земли» направлено на изучение поверхности Земли, ее атмосферы и климата, Мирового океана как части гидросферы, природных комплексов и природных зон для выявления взаимосвязи и взаимообусловленности объектов природы.

В содержании учебного материала «Население земли и освоение природы человеком» учащиеся получают знания о численности населения Земли и его распространении, о расах и их отличительных чертах, о политической карте современного мира и месте Казахстана на политической карте, об освоении человеком Земли, о видах хозяйства, о природных ресурсах.

В содержании учебного материала «Земля – наш общий дом» учащиеся знакомятся с понятиями о взаимоотношениях человека с природой, с экологическими проблемами, возникающие под влиянием антропогенных факторов, также у них формируются умения анализировать причины возникающих проблем.

Учебная программа по географии для 6-9 классов предоставляет возможности для реализации различных подходов к преподаванию предмета «География» при сохранении обязательного объема содержания предмета.

В изучении географии большая роль отводится различным средствам наглядности: учебным рисункам, схемам, графикам и географическим картам.

Особое место в учебной программе занимают геоэкологический подход обучения, позволяющий убедить школьников в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества.

С развитием общества и хозяйства Казахстана в содержание школьного географического образования введены следующие понятия и термины. краеведение, топонимика, природно-исторические, культурные наследия, туристко-рекреационные ресурсы, индустрия туризма, инновационная политика, геополитические условия, кластер, стратегия и т.д.

Начальный курс школьной географии с первоначальных представлений и понятий физической географии трансформируется в курс, объединяющий знания учащихся о взаимоотношении человека с природой, формирующий географическую культуру учащихся.

Реализация образовательной программы по географии осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения, географических карт, атласов, печатных пособий, диапозитивов и диа-, кино- и видеофильмов, кино- и видеофрагментов и других технических средств обучения.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету «География» соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информационная база должны быть доступными учащимся для пользования.


Биология

В 2010-2011 учебном году изучение предмета «Биология» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Предмет «Биология» входит в образовательную область «Есествознание». Его роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы, формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.

Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, понимания экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни.

Базовое содержание образования по предмету «Биология» реализуется на следующих уровнях образования: начальном, основном среднем, общем среднем образовании.

Перспектива развития школьного биологического образования связана с внедрением в содержание учебного материала достижений и тенденций развития современной биологической науки:

Главные цели обучения предмета «Биология»: подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов. В соответствии с этими целями при обучении биологии необходимо решение следующих задач:

Учебная программа по биологии для 6–9 классов предоставляет возможности для реализации различных подходов к преподаванию предмета «Биология» при сохранении обязательного объема его содержания.

Реализация образовательных программ по биологии осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения, демонстрационных и лабораторных приборов, печатных пособий, диапозитивов, диа -, кино- и видеофильмов, кино- и видеофрагментов, технических средств обучения.

Пришкольный учебно-опытный участок используется для проведения уроков, практических занятий, экскурсий, выполнения летних заданий.

Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету «Биология» соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса.


Физика

В 2010-2011 учебном году изучение предмета «Физика» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

В процессе обучения физике основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, которые способствуют формированию основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

В задачи обучения физике в 7-9 классах входят:

Цели уровня основного среднего образования, рассматриваемые как формирование познавательных способностей учащихся, умений использовать полученные знания в различных учебных и жизненных ситуациях, определяют в качестве приоритетной задачи преподавания школьного курса физики организацию следующих видов деятельности учащихся:

Физика как наука занимает важное место в человеческой культуре. Включая в свое содержание факты, понятия, законы, теории, модели, опыты, методы физики и т.п., в рамках физических теорий данный предмет формирует значительное число понятий, используемых в различных областях деятельности человека. Раскрытие общекультурной значимости физики и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления составляют в современных условиях приоритетные цели учебного предмета.

В нем важное место уделено вопросам взаимоотношений человека с природой, места человека во Вселенной и на планете, смысла жизни, а также лабораторным и практическим работам, которые имеют важное значение в обучении и воспитании учащихся.

Вместе с тем, содержание учебного предмета «Физика» конкретизируется с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся, а также определяется минимальный перечень демонстраций и практических работ.

Овладение учебными навыками и глубокое понимание предмета при изучении физических явлений, научно-исторических, автобиографических материалов обеспечивается через межпредметные связи с математикой, химией, биологией и географией.

Сознательное отношение к изучению физики поможет в становлении творческой личности, т.к. этот предмет развивает логическое мышление, формирует у учащихся эстетическую избирательность, чувство прекрасного, позволяет почувствовать неограниченные возможности человеческого мышления, усиливает познавательную деятельность.

В учебной программе особое место отводится креативным способам и формам работы, рекомендуются разнообразные формы проведения коллективной работы с обсуждением проблемных вопросов, совместные и индивидуальные решения практических задач, разные формы развивающих творческих заданий и проектов, нацеливающих учащихся на самостоятельную творческую работу и выполнение совместных и индивидуальных нестандартных заданий.

Реализация образовательной программы по физике осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принадлежностей общего назначения, демонстрационных и лабораторных приборов и стендов, печатных пособий, диапозитивов и диа-, кино- и видеофильмов, кино- и видеофрагментов, технических средств обучения.


Химия

В 2010-2011 учебном году изучение предмета «Химия» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, утвержденного приказом МОН РК № 367 от 09.07.2010 г., перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

Школьное химическое образование – это система знаний о неорганических и органических веществах, их составе, строении, свойствах и их применении; химических явлениях, происходящих в природе и на производстве,об основах технологии химического производства, экологических проблемах и путях их решения.

Курс химии призван обеспечить требуемый ГОСО РК 2.3.4.01–2010 объем фундаментальных знаний в области общей, неорганической и органической химии; понимание роли химической науки в жизни современного общества; формирование научных взглядов на окружающий мир.

Цели обучения предмету «Химия» в 8-9 классах определены следующим образом:

Задачи обучения:

Содержание химического образования включает инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует базовому содержанию образования предмета «Химия».

Вариативная составляющая содержания химического образования направлена на удовлетворение интересов и склонностей школьников.

Для проведения спецкурсов учителя самостоятельно разрабатывают рабочие учебные планы, программы и другую документацию, которая утверждается в установленном порядке.

В современной школе обеспечить достижение поставленных перед системой образования задач возможно через проектирование учебного процесса. В рамках деятельностно-компетентностного подхода к организации обучения наиболее применимы педагогические технологии, способствующие формированию необходимых компетенций.

Реализация образовательной программы по химии осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием химических реактивов, препаратов, приборов и принадлежностей общего назначения, лабораторных и демонстрационных приборов, печатных пособий, мультимедийных средств и электронных учебников, диа-, кино- и видеофильмов и других средств обучения и организации познавательных экскурсий на объекты химической науки и производства.

При рассмотрении теоретических и практических вопросов акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, на их умение применять полученные знания на практике. Химический эксперимент должен широко применяться для получения учащимися новых знаний, разрешения познавательных проблем, приобретения практических навыков, развития мотивации изучения химии.

Внеурочная деятельность может быть представлена следующими формами:



^ 2.4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»


История

В 2010–2011 учебном году изучение предмета «История» осуществляется на основе ГОСО РК 2.3.4.01–2010, перечня учебных изданий, определенного приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 5 апреля 2010 года, и дополнениями (приказ № 160 от 9 апреля 2010 года, приказ № 268 от 1 июня 2010 года).

История как учебная дисциплина составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческих курсов уровня основного среднего образования. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировозренической основой изучения учебных дисциплин.

Данная дисциплина отражает весь опыт человечества. Благодаря изучению истории учащийся получает возможность определить свое место в обществе, выделить важные общественные проблемы и найти пути их правильного решения. Историческое образование и воспитание способствуют развитию знаний, навыков, умений учащихся, необходимых для понимания ими своих гражданских прав и обязанностей, формирования навыков критического мышления, исторического самосознания.

Взамодействие истории с другими учебными дисциплинами предусматривает применение общих для учебных дисциплин единых логических методов познания (анализ и синтез). Кроме того, взаимосвязь истории с дисциплинами гуманитарного цикла реализуется на основе общих для них методов и приемов обучения, таких, как работа с картой, с текстом, выявление общих и особенных элементов событий и явлений.

Современный этап обучения харектеризуется коренными изменениями в подходе к преподованию истории в школе. Основными из них являются:

Формационный подход отражает преемственность, внутреннюю обусловленность этапов исторического развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов.

Цивилизационный подход показывает взаймодействие и взаимовлияние культур разных народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Оба подхода сходятся в представлении о том, что история – это процесс развития конкретных обществ, а не механическое сочетание фактов

Целью исторического образования является формирование исторического сознания учащихся как основы миропознания, чувства уважения и почитания исторических знаний, осознание учащимися логики исторического процесса, идеи культурно-идеологического плюрализма, нелинейности истории.

Основными задачами школьного исторического образования являются:

Историческое образование имеет приоритетное значение в демократизации современного казахстанского общества, так как историческая наука тесно связана с реалиями сегодняшнего дня.

В 5 классе пареллельные пропедевтические курсы должны служить формированию элементарных представлений по истории Казахстана, всемирной истории. В этих курсах изучаются новые понятия и термины, основы измерения исторического времени, отдельные исторические явления и события, история Казахстана и зарубежных стран.

По пропедевтическим курсам не требуется системное изложение материала в целом, однако должна соблюдаться хронологическая и логическая последовательность.

В соответствии с содержанием и стурктурой школьного исторического образования изучение систематического курса истории начинается с 6 класса.

Содержание курсов истории в 6-9 классах определяется в соответствии с объемом учебного времени, новой периодизацией отечественной и всемирной истории. На данной ступени изучение исторических дисциплин должно сформировать у учащихся:

Курс истории в 6-9 классах должен охватывать все периоды отечественной и всемирной истории, т.е. с древности по новое время. На уровне основного среднего образования должно соблюдаться требование относительно унифицированного содержания привлекаемого исторического материала, определения хронологических рамок каждого курса по годам обучения.


3199982227330857.html
3200131773989121.html
3200256822334840.html
3200381354386332.html
3200435091422382.html