Сборник научных трудов факультета психологии бфсгу под общей редакцией Э. Ю. Чикиревой Балашов 2005 - страница 2

^ А. А. Алимов,
г. Балашов Становление смысловой установки студентов-психологов как условие устойчивости их профессионально-учебной
деятельности
Профессионально-учебная деятельность студентов-психологов составляет предмет многочисленных психологических исследований.
В работах А. Г. Асмолова, Ю. Г. Вяткина, Р. Даньела, Е. А. Климова, Дж. Кулика, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, О. Б. Полякова, К. Роджерса, Е. Е. Сапоговой, И. Б. Ханиной и других с разных позиций изучаются условия развития профессионально-учебной деятельности студентов-психологов. Все эти исследования сводятся в основном к решению двух проблем: 1) определение метода организации образовательного процесса; 2) создание отношения учащихся к объективному содержанию предстоящей профессиональной деятельности.

Не вызывает сомнений, что организованная определенным образом учебная деятельность всегда предполагает достижение некоторого результата, стремление к которому создает определенную устойчивость процесса, если на пути к нему не возникает помех, трудностей, препятствий. Однако возникает вопрос, в каких условиях профессионально-учебная деятельность студентов будет сохранять целевую направленность, устойчивость к различного рода помехам и стабильность всех компонентов процесса деятельности. Нам представляется, что решение этой проблемы связано с рассмотрением установки студентов-психологов к профессионально-учебной деятельности как особого регуляторного механизма в сфере их жизненных отношений.

Профессионально-учебная деятельность приобретает жизненную ценность, когда студенты-психологи открывают ее как деятельность, которая заключает в себе условия их будущей жизни (т. е. определяет место в обществе, создает социальный статус, отношение общества к ним как носителям значимой профессии). В связи с этим цель нашего исследования состояла в выявлении психологических условий становления смысловой установки студентов-психологов 1-го курса к профессионально-учебной деятельности как жизненной ценности, как источнику их жизненных смыслов. Мы рассматриваем смысловую установку студентов-психологов как превращенную форму их жизненных отношений, осуществляющую смысловую регуляцию жизнедеятельности. Данная установка понимается нами как один из видов смысловых структур личности.

В ходе проведенного экспериментального исследования выявлено, что в условиях становления установки происходят изменения направленности профессионально-учебной деятельности студентов, обусловленные характером их ориентировки в социокультурном контексте. Эти изменения характеризуются переходом ориентации студентов от уровня житейских представлений о профессиональной деятельности психолога к уровню осознания объективных, конвенциональных, а затем смысложизненных ценностей будущей профессии, и включенностью профессионально-учебной деятельности в систему жизненных отношений молодых людей.

В зависимости от ценности профессионально-учебной деятельности изменяется характер установок студентов. Ориентация на житейские представления создает установки случайного выбора. Выявление объективных, конвенциональных ценностей определяет становление операциональной установки, связанной с регуляцией интенциональной сферы студентов как субъектов учебной деятельности. Целевые установки регулируют отношение студентов к профессионально-учебной деятельности как жизненной ценности. Мотивационные установки связаны со стремлением учащихся овладеть предметным уровнем знаний. Смысловые установки обусловливают включение профессионально-учебной деятельности в систему жизненных отношений обучающихся. Студенты, опираясь на систему объективных ценностей, открывают жизненный смысл предстоящей профессиональной деятельности и осуществляют профессионально-учебную деятельность в соответствии с логикой жизненной необходимости.

В результате происходит изменение самой учебной деятельности, характера ее протекания и способов участия в профессиональном учении. Если обучение реализует формальный подход, то учение реализует профессиональные устремления учащихся, инициативность, познавательный характер деятельности студентов. Профессионально-учебная деятельность открывается студентами как деятельность, которая несет в себе смыслы их жизни, что создает условия для присвоения учащимися профессиональных знаний как орудия и средства этой жизненно важной деятельности.

Таким образом, изучение смысловой установки студентов-психологов применительно к профессиональному учению позволяет выявить условия, при которых создается направленность и включенность профессионально-учебной деятельности учащихся в систему их жизненных отношений, осуществляется смысловая регуляция профессионального учения как жизнедеятельности студентов-психологов.
^ П. В. Андреев,
г. Балашов Развитие личности детей среднего дошкольного возраста
посредством становления их помогающей деятельности
Помогающая деятельность детей среднего дошкольного возраста развивается в их совместно распределенном взаимодействии с взрослыми и сверстниками и является личностно-образующим средством активности детей [1].

Анализ теоретических и экспериментальных исследований, изучающих развитие помогающей деятельности дошкольников, позволил нам выделить уровни развития этой деятельности и сопоставить их с уровнями развития личности детей. Так, предметный уровень помогающей деятельности соответствует низкому уровню развития личности дошкольников, интеллектуальный уровень — среднему уровню и сознательный уровень — высокому уровню. Для подтверждения взаимосвязи уровней помогающей деятельности детей с уровнями их личностного развития было проведено психологическое исследование, которое осуществлялось на базе дошкольных образовательных учреждений города Балашова. В эксперименте участвовали 47 детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование осуществлялось в два этапа.

Первый этап исследования заключался в выявлении уровня развития помогающей деятельности дошкольников, в результате которого были выделены три группы детей в зависимости от уровня развития помогающей деятельности. Так, предметный уровень такой деятельности был выявлен у 37 % детей, интеллектуальный — у 48 % и сознательный — у 15 % дошкольников.

Второй этап был направлен на изучение особенностей развития личности детей. В результате эксперимента были выделены три группы дошкольников: у 29 % выявлен низкий уровень развития личности,
у 50 % — диагностирован средний уровень и 21 % показали высокий уровень.

Полученные результаты позволили установить определенную зависимость уровней личностного развития детей среднего дошкольного возраста от уровней развития их помогающей деятельности. В ходе исследования также был выявлен достаточно большой процент дошкольников с низким уровнем развития помогающих действий. Неумение детей осуществлять действия по оказанию помощи взрослым и сверстникам в процессе переодевания обусловлено, с нашей точки зрения, низким уровнем овладения навыком застегивания одежды.

Для решения данной проблемы мы предлагаем использовать программу развивающих заданий, основанную на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и личностно-ориентированной дидактике В. В.Давыдова — В. А. Петровского.

Литература: Петровский, В. А. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение / В. А. Петровский // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 7. — С. 95—98.

3211915499751209.html
3212051980335265.html
3212149486969035.html
3212213946640989.html
3212384366624553.html