Бюджетное планирование, исполнение бюджета. 23. Внебюджетные фонды. 24. Налоги, их сущность и функции. 25. Роль налогов в экономической системе. 26. Налоговая система, принципы её организации - страница 27

Бюджетное планирование, исполнение бюджета. 23. Внебюджетные фонды. 24. Налоги, их сущность и функции. 25. Роль налогов в экономической системе. 26. Налоговая система, принципы её организации - страница 27

^ 33. Классификация и формы государственных займов.
Формы государственных займов:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ;

2) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3) договоры и соглашения о получении РФ банковских ссуд и кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ;

5) соглашения и договоры, в т.ч. международные, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Согласно уровням власти раз­личают

1) государственный долг РФ,

2) долг субъек­тов РФ.

3) муници­пальный долг - долговые обязательства, выпущен­ные органами местного самоуправления.

Сложность понятия государственного долга требует его классификации. При этом можно, во-первых, использовать бюджетную классификацию, во-вторых, использовать укрупненные долговые статьи.

В зависимости от места размещения различают займы внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Основополагающим для всех классификаций является деление долга на внутренний и внешний. Государственным внутренним долгом являются обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами, а государственным внешним долгом — обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами вне зависимости от того, в какой валюте они совершены.

Сейчас действуют два вида официальной классификации госу­дарственного долга России: одна — в отношении внутреннего долга, вторая — в отношении внешнего долга и внешних активов.

В составе государственного внутреннего долга выделяются от­дельные его виды по следующим признакам:

В зависимости от вида займов выделяются, например, следую­щие виды долгов: Целевой заем 1990 года, Государственный внутрен­ний заем РСФСР 1991 года, Государственный сберегательный заем.

По видам ценных бумаг выделяются, в частности, следующие долги:

В зависимости от причины появления задолженности в качест­ве самостоятельных видов долгов в числе других отражены:

Госу­дарственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, Задолженность Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и по­собий, Задолженность по техническим кредитам, предоставлен­ным Центральным банком РФ странам СНГ.

По источникам заимствований в составе внутреннего долга выде­ляются, например, Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 годах, включая задолженность по процентам, Задолженность по авалированным векселям Агропромбанку.

В зависимости от формы государственных обяза­тельств выделяется такой вид долга, как Государственные гарантии.

Государственный внешний долг и государственные внешние ак­тивы можно классифицировать по трем признакам:

1) ха­рактер государственной кредитной деятельности,

2) субъект кредит­ной деятельности,

3) тип кредитора или заемщика.

Тогда внешний долг и активы РФ подразделяются на следующие виды:

Государственный внешний долг РФ с 1 января 1998 г. классифицируется по единственному при­знаку — тип кредитора. В соответствии с этим Минфин РФ выделяет долги по кредитам, полученным от
^ 34. Виды государственных ценных бумаг.
Заемные средства РФ мобилизует двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг (государственные займы);

2) получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов (прямые кредиты).

Федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени РФ.

Размещение долговых ценных бумаг происходит на рынке государственных ценных бумаг (РЦБ), который решает следующие задачи:

1) заимствование временно свободных денежных средств в целях финансирования бюджетного дефицита;

2) проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ;

3) регулирование ликвидности коммерческих банков и финансовых институтов.


Классификация государственных ценных бумаг:

1) по субъектам заемных отношений - займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) по месту размещения — внутренние и внешние государственные займы;

3) по обращению на рынке — рыночные (свободно продаются и покупаются на РЦБ) и нерыночные государственные займы;

4) по сроку привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти дет), долгосрочные (от пяти и выше);

5) по обеспеченности долговых обязательств — закладные (часто выпускаются местными органами власти) и беззакладные (не обеспечиваются определенным объектом, а только имуществом государства или муниципалитета);

6) по характеру выплачиваемого дохода

7) по методу определения дохода — долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) по обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, — обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.


Основным видом государственных ценных бумаг является облигация. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть эту сумму в определенное время и при этом или выплачивать кредиторам доход (проценты) в течение этого срока.

Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации - денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа.

Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента, т.к. облигации продаются РЦБ по курсовой цене, которая отклоняется от нарицательной стоимости. Это отклонение называется курсовой разницей и зависит от целого ряда факторов. К их числу, в частности, относятся величина номинального процента, уровень ставки рефинансирования, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами, привлекательность условий выпуска корпоративных ценных бумаг, состояние хозяйственной конъюнктуры, степень доверия населения правительству.

Значительное отклонение курса облигаций займов от нарицательной стоимости свидетельствует о серьезных недостатках в долговой политике государства и необходимости ее срочной корректировки.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов РФ:

1) государственные краткосрочные облигации (ГКО),

2) облигации федерального займа (ОФЗ),

3) облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

3213232694712576.html
3213380029312474.html
3213491834608907.html
3213548620488738.html
3213694503672218.html