Профессиональное туристское образование в Федеративной Республике Германия 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования



На правах рукописи


ЗВЕРЕВА Ольга Анатольевна


Профессиональное туристское образование

в Федеративной Республике Германия


13.00.08 – теория и методика профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание

учёной степени кандидата педагогических наук


Москва 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии Российской международной академии туризма.


^ Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор




Литвинов Эдуард Петрович.







^ Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор




Шишов Сергей Евгеньевич;




кандидат педагогический наук




Чинков Валерий Ростиславович.







^ Ведущая организация:

Ставропольский государственный




педагогический институт.









Защита состоится «29» января 2010 г. в 16.30 часов на заседании диссертационного совета Д 311.006.01 при Российской международной академии туризма по адресу: Октябрьская улица, 10, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, зал диссертационного совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской международной академии туризма: улица Горького, 7, микрорайон Сходня, г. Химки Московской области, 141420, читальный зал.


Автореферат разослан «25» декабря 2009 г. и размещен на сайте РМАТ – www.rmat.ru


Учёный секретарь

диссертационного совета В.Ю. Питюков


^ Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Вхождение России в Болонский процесс предусматривает интеграцию российской системы образования в международное сообщество, что повышает значимость исследования по проблеме организации профессионального образования за рубежом.

Обращение отечественной педагогической науки к опыту развития системы профессионального образования за рубежом может способствовать как углублению отечественной теории образования, так и обогащению зарубежных наработок российскими исследованиями, а также будет содействовать процессу интеграции, формированию единого пространства профессионального образования и развитию обучения в течение всей жизни.

Проблема зарубежного образования достаточно глубоко исследовалась такими российскими учеными как: Малькова З.А., Олейникова О.Н., Вульфсон Б.Л., Кольчугина М.Б., Демин А.Н., Лавров С.Б., Яркин Т.Ф., Анисимов П.Ф., Джуринский А.П., Смирнова Е.А., Цейкович К.Н., Торопов Д.А., Мельникова Л.И., Коваленко Ю.И., Демченко А.Р., Кирилловский А.Н., Колесник М.Ю., Корнеева Л.И., Онушкина Е.В., Гаврикова Т.В., Мишина Е.А., Кельмурзин А.Н. и другими.

Олейникова О.Н. исследовала опыт разработки и внедрения стандартов профессионального образования в странах Европейского союза и США, основные тенденции развития и современного состояния профессионального образования в странах Европейского союза; Торопов Д.А. раскрыл обеспечение качества профессионального образования в Германии; Кирилловский А.Н. - развитие системы среднего профессионального образования объединенной Германии; Онушкина Е.В. исследовала непрерывное профессиональное образование взрослых во Франции; Гаврикова Т.В. - профессиональное самоопределение учащихся в образовательных учреждениях США; Мишина Е.А. реформирование высшего образования Италии и Венгрии; Кельмурзин А.Н. современное состояние и тенденции развития образования в Австрии.

В настоящий момент особо в изучении зарубежного опыта нуждается развивающееся профессиональное туристское образование, т.к. его объектами является не только социальный туризм, но и выездной, зарубежный туризм, деловой туризм, что предопределяет соответствие образовательной программы мировым стандартам, и это, в свою очередь, повышает требования к подготовке специалистов сферы туризма.

Зарубежный опыт подготовки кадров для сферы туризма был глубоко исследован Зориным И.В. и Квартальновым В.А. В их исследованиях разработана методология профессионального туристского образования, раскрыты теоретические основы профессионального туристского образования на примере Англии, Франции, США, Мальты, Швеции, Швейцарии, Нидерландов, Финляндии.

Петрунь И.Б. провела исследование модульной схемы специализации в европейском вузе и США на примере туристского образования.

Ермилова Д.В. посвятила свою работу теории и методики высшего туристского образования в европейских странах.

Однако в процессе анализа научных исследований нам не удалось найти исследования, в которых целостно и системно было бы представлено профессиональное туристское образование в Федеративной Республике Германия, несмотря на то, что немецкая система имеет мировое признание. Отсутствуют исследования, представляющие целостную концепцию профессионального туристского образования в Германии, в которой были бы выявлены и обобщены тенденции, диктуемые процессами интеграции и глобализации, подходы и пути достижения необходимого качества подготовки кадров. В итоге нами было выявлено объективно существующее противоречие, суть которого состоит в том, что, с одной стороны, признание в мировом сообществе системы профессиональной подготовки туристских кадров в Германии и, с другой стороны, недостаточная изученность германской системы профессионального туристского образования в России.

Противоречие определило проблему исследования: какова структура, организация и содержание профессионального туристского образования в Германии? Проблема определяет цель исследования: выявить структуру профессионального туристского образования в Германии, обусловленную тенденциями развития туризма, исследовать его организацию и содержание.

^ Объект исследования: профессиональное туристское образование в Федеративной Республике Германия.

Предмет исследования: структура, организация и содержание профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия.

^ Задачи исследования:

Определить основополагающие принципы профессионального туристского образования в Германии с учетом анализа социально-экономических оснований развития туризма и оценки рекреационных туристских ресурсов в Германии;

Обосновать структурную модель, раскрывающую систему профессиональной туристской подготовки в Германии;

Выявить особенности стандартизации профессионального туристского образования и тенденции его развития;

Определить направления реализации компетентностного подхода в профессиональном туристском образовании;

Определить возможности использования опыта Федеративной Республики Германия в развитии профессионального туристского образования Российской Федерации.

Использованы следующие методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, программных документов, диссертационных исследований, сопоставительный теоретический анализ; изучение и обобщение практического опыта работы учебных заведений по подготовке специалистов туриндустрии, психолого-педагогические, социологические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, интервьюирование, беседы, анализ учебной деятельности, диагностические методы);

Теоретической основой исследования являются:

Научные труды по педагогике профессионального образования (Новиков А.М., Сластёнин В.А.); личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы к обучению (Зимняя И.А., Сериков В.В., Якиманская И.С.); научные труды по профессиональному образованию за рубежом: Малькова З.А., Олейникова О.Н., Вульфсон Б.Л., Кольчугина М.Б., Демин А.Н., Лавров С.Б., Яркин Т.Ф., Анисимов П.Ф., Джуринский А.П., Смирнова Е.А., Цейкович К.Н., Торопов Д.А., Мельникова Л.И., Коваленко Ю.И., Демченко А.Р., Кирилловский А.Н., Колесник М.Ю., Корнеева Л.И., Онушкина Е.В., Гаврикова Т.В., Мишина Е.А., Кельмурзин А.Н., Петрунь И.Б., Ермилова Д.И., Древек П., Тенорт Э.); современная парадигма профессионального туристского образования (Зорин И.В.); научные труды по профессиональному туристскому образованию в Федеративной Республике Германия (Сакун Л.В., Манон Э., Венцель У, Фройер В, Тёдтер Н.); основные положения компетентностного подхода как принципа современного профессионального образования (Байденко В.И., Зимняя И.А. , Зеер Э.Ф. , Котлярова О.В., Кальней В.А., Шишов С.Е., Гришанова Н.А., Вордельманн П., Кристерсен С., Шарнхост У., Бадер Х.); основные положения образования по дуальной системе: Торопов Д.А., Кирилловский А.Н., Симоненко В.Д., Адлер Т., Дубовский Г., Шмит Х., Бадер Х., а также интернет-ресурсы; основополагающие материалы по Болонскому процессу (Бурцева А.К., Звонова В.А. ~ перевод официальных документов).

^ Этапы исследования:

Первый этап (2006-2007 г.г.): изучение, анализ и обобщение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, определение целей и задач работы; знакомство с опытом зарубежных коллег в профессиональных заведениях Федеративной Республики Германия и обучаемых предприятиях;

^ Второй этап (2007-2008 г.г.): продолжение работы, начатой на первом этапе; деловой визит в профессиональную школу гостиничного и ресторанного дела города Филлингена-Швеннингена (Германия) и посещение его партнеров по дуальной системе. Интервьюирование директора господина Харальда Зелля, преподавателей и обучающихся. Оформление фотоматериала занятий. Интервьюирование владельца образовательного предприятия по виноделию «Кроненхоф» (город Гау-Аллгесхайм, Германия) господина Андреаса Хаттемер и его учеников по дуальной системе Оливера Каулитца и Якоба Хайнделя; выявление и анализ дуальной системы обучения, анализ видеозаписей интервью профессорско-преподавательского состава, обучающихся профессиональных учебных заведений туристского профиля. Исследование структуры, стандартизации, тенденций развития профессионального туристского образования в Германии, реализации компетентностного подхода. Чтение лекций на тему «Повышение профессиональной квалификации в сфере туризма и гостеприимства в Федеративной Республике Германия»

^ Третий этап (2008-2009г.г.): Сравнительно-сопоставительный анализ деятельности 250 учебных заведений, предлагающих обучение туристским специальностям. Публикации статей по теме исследования, выступление на конференциях, участие во внедрении учебного класса “HOTEL” в ТФ РМАТ. Разработка и реализация программ по повышению профессиональной квалификации для предприятий сферы туризма и гостеприимства Российской Федерации с учетом германского опыта.

^ Четвертый этап (2009-2010г.г.): Оформление приложения, содержащего перевод рамочных учебных программ по туристским специальностям и комментариев к ним, утвержденных федеральным министерством по экономике в согласии с федеральным министром по образованию, науке, исследованию и технологиям.

^ Научная новизна исследования:

Основополагающими принципами профессионального туристского образования в Германии на основе анализа социально-экономических оснований развития туризма и оценки рекреационных туристских ресурсов в Германии являются: междисциплинарный принцип, предусматривающий взаимосвязь предметов; принцип целостности, предусматривающий непрерывность, преемственность в профессиональном туристском образовании; принцип гуманитаризации, подразумевающий укрепление этических и духовных ценностей специалиста; принцип академической свободы, предусматривающий самостоятельность в выборе учебной, научной потребности; принцип иноязычной профессионализации, предполагающий владение иностранными языками и принцип интернационализации, предусматривающий интеграцию образования в единую мировую систему;

Определена структурная модель профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия, которая является отражением траектории получения профессионального туристского образования, видов учебных заведений, спектра профессиональных квалификаций, специальностей и специализаций, степеней, ключевых моментов подготовки, путей повышения профессиональной квалификации.

Выявлены особенности стандартизации профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия:

- Наличие стандартных комплексов учебно-программной документации по отдельным группам профессий (структура профессии, каталог старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм проведение экзаменов, инструкции, разработанные Федеральным институтом профессионального образования);

- Пути получения профессионального туристского образования, строгая иерархия перехода из одного учебного заведения в другое, классификации образовательных документов и взаимодействие Федерации и региональных торгово-промышленных палат при контроле профессионального образования по дуальной системе. Функцией Федерации является контроль образовательного процесса в учебных заведениях, торгово-промышленной палаты - контроль образовательного процесса на образовательных предприятиях, а именно: заключение договоров между учащимися и работодателями, соблюдение закона о профессиональном образовании со стороны предприятия. Торгово-промышленная палата определяет уровень личных, профессиональных качеств инструкторского состава и пригодность мест обучения на предприятии, проводит экзамены на производстве по дуальной системе, осуществляет аккредитацию специалиста, возможность дальнейшего повышения квалификации. Дуальная система обучения предусматривает получение трёх дипломов (свидетельств): Lehrzeugnis – свидетельство об обучении на предприятии, Berufsschulzeugnis – свидетельство о прохождении полного курса обучения в профессиональной школе или Abgangszeugnis – свидетельство о частичном прохождении курса обучения в профессиональной школе и Pruefungszeugnis – свидетельство о сдаче экзамена торгово-промышленной палаты.

- Стремление к европейским квалификационным рамкам и международным образовательным стандартам.

Выявлены направления реализации компетентностного подхода в профессиональном туристском образовании Германии:

- Организация профессиональной подготовки, основанной на совместной деятельности учебных заведений и обучающих предприятий по дуальной и недуальной системе, в которой четко излагаются дескрипторы того, что студент будет знать и уметь, какими компетенциями обладать, и как будет осуществляться подготовка и проверка знаний по данной системе, принимая во внимание участие в образовательном процессе учебных заведений - иностранных партнеров.

- Разработка рамочных учебных программ и комментариев к ним Федеральным институтом профессионального образования, в которых содержится набор основных компетентностей по туристской специальности: компетентность деятельности, которая складывается из профессиональной, личностной, социальной компетентности и производных от них компетентностей: компетентность анализа и синтеза, компетентность обучения, компетентность принятия решений, компетентность работы в команде, межкультурная компетентность, компетентность владения иностранным языком, международная профессиональная компетентность, компетентность владения персональным компьютером, работы в интернете и другие;

- Участие студентов в программах по стажировкам, транснациональной практике, международных проектах, практических занятиях в режиме реального времени и online, потребность в которых продиктована процессами модернизации, глобализации, диверсификации образования.

- Организация учебного процесса: работа в команде, приближенность к практике посредством ролевых игр в классах «Отель», «Кухня», «Ресторан», «Бар», созданных по аналогам предприятий сферы туризма, гостиничного и ресторанного дела.

Выявлены основные тенденции профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия: подготовка новой генерации специалистов, отвечающим запросам современного рынка; расширение спектра предлагаемых специальностей; дифференциация профессиональной подготовки; интернационализация профессионального туристского образования: интеграция туристского образования в Европе (под девизом «многокультурная Европа»), интеграция в единую мировую систему; влияние технологических перемен на традиционные методы обучения, такие как дистанционное обучение, диалоговое обучение и т.д., индустрия будет нести возрастающую ответственность за воспитание своих служащих на всех уровнях; туристские обучающие заведения будут укрепляться частично курсом обучения, связанным с деловыми навыками; усиление значимости (на рынке труда, в процессе профессиональной подготовки) умений работников туристского сектора: менеджеры по туризму будут лучше развивать умения в сфере управления кадрами; в связи с постоянной интернационализацией бизнеса менеджерам требуется больше практики в международном пространстве и многокультурном поле; осведомленность в средствах охраны окружающей среды и технике защиты станут существенной частью туристского образования на всех профессиональных уровнях; расширение участия в транснациональных компаниях будет способствовать появлению потребности в международных стандартах в качестве обслуживания и, в конечном счете, в умениях и знаниях – работников; сохранение общенационального здоровья и благополучия станет существенной частью туристского образования на всех уровнях; представителям управленческого аппарата необходимо будет приобрести более высокий уровень управленческих умений, таких как рыночное прогнозирование и стратегическое планирование.

В ходе исследования профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия было предложено использовать для подготовки специалистов сферы туризма, гостиничного и ресторанного дела в Российской Федерации следующее: Опыт по организации учебного процесса: работа в команде, приближенность к практике посредством ролевых игр в классах «Отель», «Кухня», «Ресторан», «Бар» и т.д., созданных по аналогам предприятий сферы туриндустрии; Участие студентов в программах по стажировкам, транснациональной практике, международных проектах, практических занятиях в режиме online; Организация профессиональной подготовки, основанной на совместной деятельности учебных заведений и предприятий туриндустрии по дуальной системе; Организация проведения итогового экзамена на основе поведенческого подхода; Методические разработки процесса обучения для подготовки специалиста международного уровня; Повышение профессиональной квалификации сотрудников сферы туризма и гостеприимства на рабочем месте “On the job”.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа широкого круга фактического материала на немецком языке, не публиковавшегося в российской литературе, введены в научный оборот данные министерств и ведомств Федеративной Республики Германия. Количественный и качественный анализ изучаемых дисциплин в учебных заведениях туристского профиля Германии. Данная работа восполняет пробел в изучении состояния и развития профессионального туристского образования Германии.

^ Практическая значимость исследования состоит в том, что его полученные результаты могут быть использованы для усовершенствования российской системы профессионального туристского образования и для совместных российско-германских проектов по подготовке квалифицированных специалистов. Для составления лекций по общей и зарубежной педагогике в вузах и на факультетах повышения квалификации, при написании работ, посвященных профессиональному туристскому образованию.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Системным целостным представлением профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия является структурная модель, включающая траекторию получения профессионального туристского образования, виды учебных заведений, спектр профессиональных квалификаций, специальностей, специализаций, степеней, ключевые моменты подготовки, дуальная система подготовки, повышение квалификации.

2. Унификация профессионального туристского образования, определение четких границ деятельности образовательных заведений и предприятий в рамках страны и Европейского пространства осуществляется посредством стандартизации профессионального туристского образования, объектами которой являются: структура профессионального образования, основы профессионального образовании, классификатор профессий, продолжительность подготовки, требование к знаниям и умениям.

3. Основными направлениями реализации компетентностного подхода в непрерывном профессиональном туристском образовании является: организация совместной деятельности образовательного учреждения и обучающего предприятия по дуальной и недуальной системе, работа по рамочным учебным программам и комментариев к ним; определение компетентности деятельности и производных от её составляющих (профессиональная компетентность, личностная компетентность, социальная компетентность,); организация стажировок и транснациональных практик, международных проектов;

4. Тенденциями развития профессионального туристского образования в Федеративной Республике Германия являются: расширение спектра предлагаемых специальностей для сферы туризма, интернационализация, диверсификация профессионального туристского образования, влияние технологических перемен на традиционные методы обучения и другие.

5. Основополагающими принципами профессионального туристского образования в Германии на основе анализа социально-экономических оснований развития туризма и оценки рекреационных туристских ресурсов в Германии являются: междисциплинарный принцип, предусматривающий взаимосвязь предметов; принцип целостности, предусматривающий непрерывность, преемственность в профессиональном туристском образовании; принцип гуманитаризации, подразумевающий укрепление этических и духовных ценностей специалиста; принцип академической свободы, предусматривающий самостоятельность в выборе учебной, научной потребности; принцип иноязычной профессионализации, предполагающий владение иностранными языками и принцип интернационализации, предусматривающий интеграцию образования в единую мировую систему;

6. Условия, определяющие развитие туризма состоят в следующем: обеспечение преемственности учебных программ, непрерывность профессиональной подготовки, подготовка педагогических кадров, разноуровневая подготовка специалистов.

^ Апробация и внедрение результатов исследования

Ход исследования и его результаты обсуждались и были одобрены на заседании кафедры педагогики и психологии в туризме Российской международной академии туризма.

Участие в Тульском филиале Российской международной академии туризма в организации и внедрении в образовательный процесс учебного класса “HOTEL” по образцу профессиональной школы гостиничного и ресторанного дела города Филлингена-Швеннингена (Германия) для подготовки студентов к прохождению практики в предприятиях гостиничного бизнеса. Тульскому филиалу Российской международной академии туризма были предоставлены материалы, полученные в ходе исследования профессионального туристского образования Германии.

Чтение лекций на тему «Повышение профессиональной квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства в Федеративной Республике Германия». Разработка и реализация программ по повышению профессиональной квалификации для предприятий сферы туризма и гостеприимства Российской Федерации с учетом германского опыта.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

3384261053318735.html
3384360282068012.html
3384472722070830.html
3384608762504124.html
3384702240408397.html